
Инвестиционная привлекательность бриллианта
Перспективы инвестиций в бриллианты Ответы заведующего отделом экспертизы Геммологического Центра МГУ Ю.Б. Шелементьева на вопросы журнала РБК (июль 2006). Вопрос РБК: На Ваш взгляд, в условиях растущей нестабильности мировой финансовой системы, могут ли бриллианты стать инвестиционным инструментом, который позволит сберечь (и) или преумножить средства населения? Ответ: Существует предубеждение, что цены на бриллианты никогда не падают и постоянно растут. На этом основана идея использовать бриллианты в качестве инвестиционного инструмента. Однако на протяжении 2000 – 2003 года на рынке бриллиантов наблюдалась стагнация цен. На некоторые категории бриллиантов цены росли, на другие – снижались, но в целом оставались стабильными. Поэтому на фоне инфляции рассматривать бриллиант только как объект инвестиций не имело смысла. Бриллианты покупают потому, что это – абсолютный подарок, способ передать свои чувства к тому, кому он дарится. Бриллиант – это также и украшение, и возможность подчеркнуть статус, и в какой-то мере инвестиция. Бриллианты разнообразны по размеру, форме, цвету и чистоте. Эти параметры определяют цену бриллианта, индивидуальную для каждого камня. Для инвестирования в бриллианты нужно анализировать информацию не только о том, как ведет себя средняя цена на бриллианты, но и как меняются цены на отдельные категории камней. Вопрос РБК: В какой степени это актуально для сбережений на короткую и на долгосрочную перспективу? Ответ: И при покупке, и при продаже бриллиантов дилеры и ювелиры в том или ином виде удерживают свои комиссионные. Получается, что покупая бриллиант, мы платим дилеру, и продавая бриллиант, опять платим дилеру. В отличие от операций по обмену валюты в обменном пункте, размер комиссии дилера не является прозрачным и известным для инвестора. Если стоимость бриллианта возросла за год, например, на 10%, то прибыль от продажи бриллианта после года владения им может не покрыть издержек. Поэтому бриллианты чаще покупают из расчета на длительную перспективу. Вопрос РБК: В какой степени рост стоимости бриллиантов позволяет противостоять инфляции? Можно ли говорить о том, что он опережает инфляцию? Ответ: Компания Де Бирс проводит маркетинговые исследования рынка бриллиантов. По данным компании, в 2004 году в среднем бриллианты подорожали на 7 – 7,5%. Во многих странах, в том числе и в России, инфляция была выше. Поэтому не имеет смысла инвестировать в первый попавшийся камень. Анализ роста цен на разные по размеру, цветы и чистоте бриллианты позволяет выделить группы камней, цена на который за тот же период выросла в большей степени. Например, двухкаратные бриллианты в среднем выросли в цене за 2004 год на 12%, или на 9% с учетом изменения покупательной способности доллара США. Вопрос РБК: Как бы Вы сравнили инвестиционные перспективы у неоправленного и оправленного камня? Ответ: Если принять стоимость неоправленного камня за 100%, то при изготовлении ювелирного изделия к этой стоимости добавятся стоимость дизайна, металла, работы, оптовая и розничная торговая надбавки, наценка за брэнд. Если сумма всех налогов в процентном отношении к стоимости не изменится, то в абсолютном значении она возрастет пропорционально приросту стоимости на всех вышеуказанных операциях. Поэтому, хотя готовое украшение и лучше неоправленного бриллианта в том смысле, что его можно надевать и носить, неоправленный бриллиант существенно дешевле в сравнении с изделием из такого же камня. Одним из приемов создания добавленной стоимости является покупка неоправленного бриллианта с последующим заказом изготовления украшения. Вопрос РБК: В какие именно камни действительно выгодно инвестировать средства? Ответ: Никому не известно, как цены на бриллианты будут меняться в будущем. Можно проанализировать, на какие категории бриллиантов цены росли больше всего за последние 5 лет. Это будут в первую очередь бриллианты массой свыше 1 карата с высокими и хорошими цветовыми и качественными характеристиками. Например, рост цен на бриллианты в первом полугодии 2005 года коснулся прежде всего категории высококачественных бриллиантов. С января по июль 2005 цены на бриллианты в 1.5 карата цвета выше H и чистоты выше VS выросли в среднем на 4.5%, на камни в 2–3 карата – на 10%, 4–5 карат – на 13%. Цена камней с высокими показателями цвета и чистоты растет быстрее, чем средняя цена для всей размерной группы.
Вопрос РБК: На что должен обращать внимание инвестор при покупке бриллиантов? Ответ: На документально подтвержденные подлинность и качество камня, на законность сделки, на динамику изменения цен для данной категории камней. Документами, подтверждающими подлинность и качество бриллиантов являются независимые экспертные заключения геммологических лабораторий и сертификаты. Независимые здесь – ключевое слово. Если на камень нет независимого экспертного заключения, то покупатель должен на 100% доверять продавцу в том, что подлинность камня и качественные характеристики определены профессионально и непредвзято. Вопрос РБК: Какие, на Ваш взгляд, существуют пробелы в законодательстве, которые необходимо решить для эффективного развития данного сегмента рынка? Ответ: Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»
позволяет гражданам иметь в собственности драгоценные камни. А вот
подзаконный акт, постановление правительства № 55 от 19 января 1998 года,
устанавливает следующие требования к продаже неоправленных драгоценных
камней: «Продажа ограненных бриллиантов, изготовленных из природных алмазов,
и ограненных изумрудов осуществляется только при наличии сертификата на
каждый камень или набор (партию) продаваемых камней» (статья 61). Таким
образом, сделка с участием физического лица с неоправленным бриллиантом, не
имеющим сертификата, незаконна. Если отменить эту норму, на прилавках
ювелирных магазинов появится гораздо больше бриллиантов, и покупатели
перестанут бояться, что по незнанию могут нарушить закон. Но среди предложений
бриллиантов в тот же момент появятся бриллианты с неправильно определенными,
заведомо завышенными характеристиками, и повысится вероятность обмана
потребителя. Поэтому либерализация рынка бриллиантов сработает только в
случае грамотности покупателей, которые будут более внимательны к качеству. Вопрос РБК: Каковы, на Ваш взгляд, перспективы рынка бриллиантов в РФ? Ответ: Рынок ювелирных изделий является основным, т.к. большинство людей покупают не камни, а изделия. Этот рынок демонстрирует в последние годы ежегодный прирост на 20 – 25%. Одновременно с этим в России гранится больше бриллиантов, чем наше население способно купить, примерно на 1 миллиард долларов в год. Отечественные огранщики работают на экспорт на 98%, эксперт производится оптовыми партиями, и поэтому огранщики не готовы развернуть продажу бриллиантов в розницу, по одному, занимаясь подбором камня для каждого покупателя в соответствии с его индивидуальными запросами. В России каждый камень приходится искать. Однако соотношение спроса на мировом и внутреннем рынке постепенно меняется, за рубежом продавать бриллианты становится труднее, а спрос в России растет. Сегодня все больше российских огранщиков бриллиантов всерьез задумываются о создании структур розничных продаж бриллиантов и производств ювелирных изделий с бриллиантами. На этом пути огранщикам нужно уметь объяснить покупателям, что бриллиант, ограненный в России – это бриллиант высокого качества, и тот факт, что алмаз для этого бриллианта также был добыт в России – это также преимущество, а не недостаток. Диаграммы изменения цен составлены по материалам журнала Rapaport Diamond Report . |